2 июня 2021

Анализ фичи конкурента

У конкурента вышла новая фича (продукт, функция, услуга, да что угодно). Как понять, нужно ли на нее отреагировать, и как сделать это быстро?
Image

Зачем анализировать?

  1. Чтобы держать руку на пульсе и быть в курсе тенденций рынка.
  2. Чтобы понять, что делать – повторять за конкурентом или держаться своего курса.
  3. Чтобы сэкономить время и ресурсы – лучше потратить 3 дня на изучение фичи, чем начать разрабатывать продукт и наткнуться на подводные камни.

Кто анализирует?

Есть несколько вариантов:

  • продакт менеджер, если у него есть соответствующие скиллы и время;
  • отдельный человек в команде, который отвечает за UX-аналитику;
  • консалтинг с большим опытом в исследованиях.

Анализ новых продуктов конкурентов и их функциональности могут делать продакты или другие сотрудники внутри компании. Если новая фича выходит в неудобное для команды время: завал по основным задачам или не хватает инструментов UX-аналитики, подобная задача легко аутсорсится.

Как начать?

Вы обсудили новую фичу внутри команды и решили, что нужно ее исследовать перед тем, как делать свою. Что дальше? Как понять, что и как искать, где добывать информацию и что с ней делать в итоге? Мы составили схему из основных шагов, которые помогут ответить на эти вопросы.

Этап 1: Подготовка 

Мы выделили основные вопросы, на которые нужно получить ответы, чтобы проанализировать новую фичу конкурента:

  • Что это за фича/продукт, как она работает?
  • Какая стратегия? Как сама компания позиционирует новый продукт?
  • Job для пользователя. Какую проблему пользователя решает с точки зрения теории работ?
  • Какая монетизация и экономика?
  • Job для продавца. Какие выгоды приносит бизнесу?
  • Какие прямые и косвенные конкуренты?
  • Как рекламируют этот продукт? На что делают упор?

Это основной, но не исчерпывающий список вопросов, вы можете его дополнять в зависимости от специфики проекта. После того, как стало понятно, какая информация нужна, можно переходить к исследовательской части.

Этап 2: Desk Research 

После того, как сформулировали основные вопросы, переходим к исследованию. Проводится desk research, или как его еще называют «кабинетное исследование», по нескольким направлениям:

  • Как компания анонсирует продукт?
  • Что об этом пишут тематические ресурсы?
  • Какие комментарии оставляют пользователи?
  • Как рекламируют продукт? На что делают упор в маркетинговых коммуникациях? (об этом подробнее в конце)

Информации из открытых источников в интернете достаточно, чтобы провести подобную быструю оценку.

Этап 3: UX-исследование 

На третьем этапе узнаем опыт пользователя продукта и картируем его. Есть несколько способов узнать, как будет выглядеть “user flow” использования продукта. Если продукт уже вышел на рынок и им можно воспользоваться:

  1. Проводим Usability Test с пользователем (как минимум коридорный).
  2. Примеряем роль пользователя и проходим путь самостоятельно: скачиваем обновление, пробуем выполнить задачу, смотрим на продукт экспертным взглядом.

А что делать, если продукт еще не запущен? Как понять, как он будет работать для пользователя? Мы предлагаем такое решение:

  1. Найти презентационные материалы, где показывают экраны будущего решения.
  2. Составить из них User Flow, который покажет, каким маршрутом нужно двигаться пользователю, чтобы достичь своей цели.

Этап 4: Jobs пользователей 

Jobs-To-Be-Done (JTBD) или теория работ— это набор принципов проектирования, позволяющий сместить мышление с «Давайте сделаем такую же фичу» к «Какую задачу/боль/проблему пользователя мы решим?». Мы проанализировали фичу конкурента с точки зрения теории работ и показали 3 основных параметра:

  • выгода, которую получает пользователь от использования сервиса;
  • боли, которые существуют у пользователя с этой задачей сейчас;
  • jobs или задачи, которые пользователь хочет решить.

Работа с канвасом Value Proposition помогает понять, какие задачи пытается решить человек с помощью продукта, какие при этом возникают сложности, и что принесет наибольшую выгоду в ходе использования.

Этап 5: Маркетинговая коммуникация 

Последний этап – проанализировать, как компания рассказывает про свой продукт в СМИ, какие плюсы для пользователей подсвечивает. Яндекс.Драйв, например, говорил о новом тарифе, как о революции. Главный посыл всех сообщений в медиапространстве был: «Цена известна заранее». Можно предположить, что именно эту боль пользователей новая фича должна закрыть. Мы же можем исследовать, есть ли и у наших пользователей такая проблема и нужно ли ее решать.

Вместо заключения 

Итак, если пройтись по всем 5 пунктам, то можно собрать целостное представление о том, что делает ваш конкурент, как это работает, кому это нужно и главное, зачем. После этого вам будет легко решить, нужно ли делать такую фичу у себя или нет.

Поделиться статьей