
Зачем анализировать?
- Чтобы держать руку на пульсе и быть в курсе тенденций рынка.
- Чтобы понять, что делать – повторять за конкурентом или держаться своего курса.
- Чтобы сэкономить время и ресурсы – лучше потратить 3 дня на изучение фичи, чем начать разрабатывать продукт и наткнуться на подводные камни.
Кто анализирует?
Есть несколько вариантов:
- продакт менеджер, если у него есть соответствующие скиллы и время;
- отдельный человек в команде, который отвечает за UX-аналитику;
- консалтинг с большим опытом в исследованиях.
Анализ новых продуктов конкурентов и их функциональности могут делать продакты или другие сотрудники внутри компании. Если новая фича выходит в неудобное для команды время: завал по основным задачам или не хватает инструментов UX-аналитики, подобная задача легко аутсорсится.
Как начать?
Вы обсудили новую фичу внутри команды и решили, что нужно ее исследовать перед тем, как делать свою. Что дальше? Как понять, что и как искать, где добывать информацию и что с ней делать в итоге? Мы составили схему из основных шагов, которые помогут ответить на эти вопросы.


Этап 1: Подготовка
Мы выделили основные вопросы, на которые нужно получить ответы, чтобы проанализировать новую фичу конкурента:
- Что это за фича/продукт, как она работает?
- Какая стратегия? Как сама компания позиционирует новый продукт?
- Job для пользователя. Какую проблему пользователя решает с точки зрения теории работ?
- Какая монетизация и экономика?
- Job для продавца. Какие выгоды приносит бизнесу?
- Какие прямые и косвенные конкуренты?
- Как рекламируют этот продукт? На что делают упор?
Это основной, но не исчерпывающий список вопросов, вы можете его дополнять в зависимости от специфики проекта. После того, как стало понятно, какая информация нужна, можно переходить к исследовательской части.
Этап 2: Desk Research
После того, как сформулировали основные вопросы, переходим к исследованию. Проводится desk research, или как его еще называют «кабинетное исследование», по нескольким направлениям:
- Как компания анонсирует продукт?
- Что об этом пишут тематические ресурсы?
- Какие комментарии оставляют пользователи?
- Как рекламируют продукт? На что делают упор в маркетинговых коммуникациях? (об этом подробнее в конце)
Информации из открытых источников в интернете достаточно, чтобы провести подобную быструю оценку.

Этап 3: UX-исследование
На третьем этапе узнаем опыт пользователя продукта и картируем его. Есть несколько способов узнать, как будет выглядеть “user flow” использования продукта. Если продукт уже вышел на рынок и им можно воспользоваться:
- Проводим Usability Test с пользователем (как минимум коридорный).
- Примеряем роль пользователя и проходим путь самостоятельно: скачиваем обновление, пробуем выполнить задачу, смотрим на продукт экспертным взглядом.
А что делать, если продукт еще не запущен? Как понять, как он будет работать для пользователя? Мы предлагаем такое решение:
- Найти презентационные материалы, где показывают экраны будущего решения.
- Составить из них User Flow, который покажет, каким маршрутом нужно двигаться пользователю, чтобы достичь своей цели.

Этап 4: Jobs пользователей
Jobs-To-Be-Done (JTBD) или теория работ— это набор принципов проектирования, позволяющий сместить мышление с «Давайте сделаем такую же фичу» к «Какую задачу/боль/проблему пользователя мы решим?». Мы проанализировали фичу конкурента с точки зрения теории работ и показали 3 основных параметра:
- выгода, которую получает пользователь от использования сервиса;
- боли, которые существуют у пользователя с этой задачей сейчас;
- jobs или задачи, которые пользователь хочет решить.
Работа с канвасом Value Proposition помогает понять, какие задачи пытается решить человек с помощью продукта, какие при этом возникают сложности, и что принесет наибольшую выгоду в ходе использования.

Этап 5: Маркетинговая коммуникация
Последний этап – проанализировать, как компания рассказывает про свой продукт в СМИ, какие плюсы для пользователей подсвечивает. Яндекс.Драйв, например, говорил о новом тарифе, как о революции. Главный посыл всех сообщений в медиапространстве был: «Цена известна заранее». Можно предположить, что именно эту боль пользователей новая фича должна закрыть. Мы же можем исследовать, есть ли и у наших пользователей такая проблема и нужно ли ее решать.
Вместо заключения
Итак, если пройтись по всем 5 пунктам, то можно собрать целостное представление о том, что делает ваш конкурент, как это работает, кому это нужно и главное, зачем. После этого вам будет легко решить, нужно ли делать такую фичу у себя или нет.