25 мая 2023

Дизайн интерфейса электрокара АТОМ

История партнерства с АТОМ появилась на страницах Forbes Russia неслучайно. В середине мая был официально представлен прототип будущего электрокара, который в 2025 году должен появиться на российских дорогах. Как появился дизайн интерфейса представленного электрокара, что в нем изменилось, а от чего пришлось отказаться в процессе разработки — в нашей истории.
Image

Как правильно написано в статье Forbes, АТОМ — не просто электрокар, это новое понимание опыта владения автомобилем, вне зависимости от вариации. В нем есть все — и необычные двери, аскетичная передняя панель управления и руль в форме штурвала. Место водителя и элементы управления кардинально переработаны с учетом, так называемого инфотейнмента (в переводе с англ. — «Information and Entertaiment»). Плюс — проекция с необходимой информацией на лобовом стекле. Действительно, есть, что обсудить — электрокар наделен «космическим» дизайном, его создатели предложили целый набор «фишек» в новом стиле и технологиях.

Более того, конструкторы и команда АТОМа решили пересмотреть привычные впечатления об интерьере электрокара, о процессе вождения, но предварительно провести UX-исследования. Важно было заранее выяснить: что необходимо водителям, чем они на самом деле будут пользоваться и подойдут ли каждому из них все эти новшества с точки зрения безопасности и комфорта во время ежедневного использования?

Чтобы ответить на эти вопросы, была создана единая команда, состоящая из специалистов компании АТОМ и экспертов UXSSR. «Team as a service» в исследованиях — важный подход, наша команда на время проекта стала неотъемлемой частью команды АТОМа, чтобы быстро реагировать на новые вводные и оперативно включаться в процесс.

«Мы в АТОМе искали экспертов, которые гарантированно обеспечат высокий темп работы, эффективную методологию в проведении UX-исследований и знание тонкостей производства электромобилей. База инсайтов и глобальная экспертиза стали ключевым критерием в выборе партнера».

Совместно эксперты не только точно определили и изучили потенциальную аудиторию пользователей АТОМа и ее предпочтения, но и провели десятки тестов и глубинных интервью, в том числе на симуляторе с применением трендовых методов, интегрировали качественный анализ данных, а также верифицировали детальный план по внедрению изменений в процесс производства.

В контексте автомобиля UX — это исследования поведения, с учетом человеческого фактора и эргономики, которые непосредственно влияют на процесс производства автомобиля на разных этапах: от низко детализированного до функционального прототипа. UX дизайн электрокара позволяет учесть все факторы проектировки, начиная с того, где будет располагаться датчик переключения света, до безопасного размещения человека на пассажирском сидении.

В UXSSR команда экспертов более 6 лет проводит масштабные исследования одновременно в разных странах, разрабатывая клиентоцентричные продукты. У нас накоплен разнообразный международный опыт работы с автомобильным рынком, включая EV и коммерческий транспорт, проведены многочисленные исследования потребительского поведения таких брендов, как Arrival, Tesla, Mercedes, Nissan и других.

Кто ты, водитель будущего электрокара?

Самое главное, совместно с АТОМ, мы должны были определить, для кого создается продукт, по сути, увидеть самого человека за рулем и возникающие в процессе использования электрокара челленджи. И на основе этих знаний, совместно спроектировать решения, которые помогают преодолевать сложности и делают опыт взаимодействия человека и электрокара максимально комфортным.

Сначала мы провели наблюдения за водителями в течение дня, а затем — глубинные интервью, чтобы собрать данные. Исследование выявило, что потенциальная аудитория состоит из нескольких больших групп водителей, которые различаются по различным характеристикам: отношение к использованию электрокаров, стиль вождения, автомобильные привычки и взаимодействие с пассажирами.

Например, владельцев электрокаров мы отнесли к категории «техногики». Для них электрокары — это нечто вроде «гаджета», они разбираются в них и с радостью используют все инновационные функции, настраивают специальные программы безопасности, внешние камеры, режимы прогрева, чтобы максимально цифровизировать свой опыт. Исследование также показало, что одним из преимуществ для таких водителей является возможность однократной покупки автомобиля с последующим обновлением программного обеспечения, что приносит удобство и считается хорошей инвестицией.

Портрет потенциального водителя важен не только при производстве, но и при правильном позиционировании нового электрокара: как водитель в целом относится к электромобилям, доверяет или боится «космического» дизайна, какие стимулы и барьеры встречаются на его пути к покупке, а какие стереотипы и вовсе необходимо разрушить. Исследование решило и эти задачи.

Как водители пробовали АТОМ «на вкус»

Во время тестирования на симуляторе и прототипе АТОМа нам удалось зафиксировать естественную реакцию и истинное отношение водителей к ключевым функциям электрокара. Однако команду экспертов особенно интересовал контекст принятия решений во время взаимодействия с автомобилем, а также другие объективные показатели, например продолжительность отвлечения водителя от дороги. Время и особенности реакции водителей на различные дорожные события было четко записано: каждый участник тест-драйва надевал датчики, которые изучали их реакции.

Проведение UX-тестов с применением технологии айтрекинга (отслеживание движения глаз) позволило нам получить независимые данные о том, как люди будут использовать автомобиль, насколько удобно и интуитивно расположены элементы управления, а также какие трудности могут возникнуть при использовании планшета на руле или проекционного дисплея.

Полученные данные показали, что некоторые кнопки в цифровом интерфейсе неудобно искать, поэтому разработчики АТОМ реализовали их в виде сочетания физических и сенсорных кнопок на руле. Также стало ясно, что водители теряют время и фокус, когда протягивают руку к боковому расположению планшета, поэтому было принято решение переместить интерфейс прямо на руль. Помимо этого, были выявлены наиболее эргономичные опции руля, в частности, было рекомендовано увеличить пространство для нижнего хвата руля и закруглить его сверху для верхнего хвата, что и было сделано.

В процессе принятия решения о покупке электромобиля мы выявили наиболее распространенные страхи и предрассудки среди водителей. Один из основных страхов: «не смогу проехать достаточно далеко». Он связан с емкостью аккумулятора. Такие водители живут в режиме «я должен знать, где могу зарядиться в пути». Такой страх возникает из-за недостаточного развития зарядной инфраструктуры за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В связи с этим, производители включили «интеллектуальные» рекомендации по оптимизации расхода заряда и интерфейсные «подсказки» при планировании поездки.

Климатические условия в зимнее время в России также влияют на расход электромобильных аккумуляторов: в холодное время года их емкость снижается вдвое. Говорят: «Если вы заводите электромобиль, то теперь нужно завести и теплый гараж». Вот и второй страх: водители боятся, что им придется выбирать между поддержанием комфортного теплового режима внутри автомобиля и продолжением движения на нем.

Во время исследования, в коллаборации с командой АТОМ, мы узнали, что проблема обслуживания электрокара может стать одним из барьеров для водителей при покупке. Отличным решением для производителя станет создание партнерской сети и коммьюнити. Диджитализация в этом случае только поможет. Уже сегодня аккаунт и приложение электрокару — это не просто развлечение, это управлением автомобилем: ключ, диагностика и единое окно доступа к интерфейсу и сообществу.

Встречайте – электрокар будущего!

Результаты исследования инновационного водительского «интерфейса» легли в основу целой программы конструктивных доработок, которые уже реализуют инженеры проекта. Цель — сделать АТОМ клиентоцентричным электромобилем, который одинаково удобен пользователям с самыми разными потребностями и привычками.

По итогам проекта ряд наших гипотез подтвердился, инновации были приняты потенциальными пользователями, а ранние тесты обнаружили те проблемы, которые можно было оперативно исправить на этапе прототипа и существенно сократить будущие траты (например, исправить элементы регулировки пассажирских сидений или руля). Исследование подтвердило данные, что люди привыкли к комфорту и интуитивному восприятию новых «фишек» в современных девайсах, поэтому и электрокар тоже должен вызывать радость и быть предельно понятным в использовании.

Эксперты UXSSR привнесли в проект уникальные инсайты и международную экспертизу, а команда АТОМа продемонстрировала готовность к быстрым изменениям и глубокую вовлеченность в изучение пользовательского опыта. По итогам проекта, клиентоцентричный подход стал определяющим при решении всех производственных и бизнес-задач в компании.

А это значит, что уже скоро на дорогах появится электрокар АТОМ, созданный для 100% комфорта и безопасности людей.

Поделиться статьей