23 января 2025

Торгово-развлекательные центры: мировые тренды и лучшие практики

Торговые центры давно перестали быть просто местом для шопинга. Современные ТРЦ становятся эпицентром городской жизни, и их задача — соответствовать растущим ожиданиям. Давайте разберемся, какие тренды и лучшие практики помогают ТРЦ оставаться актуальными.
Image

ТРЕНД 1.  Омниканальность

Многие торговые центры стремятся создать единое мультиканальное пространство, объединяющее онлайн и офлайн торговлю. Например, они предлагают удобные сервисы, такие как онлайн-заказ товаров с последующим самовывозом в магазине или доставкой на дом.

Омниканальный ритейл — это стратегия интеграции различных каналов продаж для создания единого и согласованного опыта покупки для потребителей. Она предполагает, что клиент может начать покупку в одном канале (например, онлайн) и завершить ее в другом (например, в магазине), или наоборот. Согласно исследованию Harvard Business Review , 73% потребителей используют несколько каналов при совершении покупок.

Ярким примером является заказ товара онлайн с возможностью самовывоза. Например, в торговом центре Mall of Emirates есть услуга, которая называется «Digital Concierge», которая позволяет сделать заказ любой желаемой вещи из ТРЦ и получить его в течении 4 часов. Для этого нужно связаться с менеджером по Whatsapp, отправить ему данные товара (бренд, цвет, размер и т.д.), а он вам найдет ваш товар и отправит доставкой.

Другой пример, на сайте торгового центра Гринвич есть Online магазин с каталогом товаров, который позволяет просмотреть нужный товар, создать образ, воспользовавшись функцией коллажа, и забронировать товар. Стоит отметить, что фотоматериалы создаются самим ТРЦ, а не отдельными магазинами, поэтому фотокарточки смотрятся красиво и органично между собой.

Что касается персонализированных предложений и акций, торговые центры использую данные о покупках и предпочтениях клиентов для персонализации рекламных и маркетинговых кампаний. Например, для сети торговых центров Westfield действует одно приложение, в котором можно выбрать желаемый ТРЦ.

Это удобно при путешествиях, так как пользователи сети Westfield имеют доступ к общей информации о всех ТРЦ сети, имеют единую программу лояльности, что позволяет им получать персонализированные рекомендации и предложения в каждом ТРЦ сети Westfield.

ТРЕНД 2. Повышенное внимание к удобству и комфорту посетителей 

Этот тренд отражает стремление торговых центров предложить посетителям не только широкий выбор товаров, но и приятную и комфортную атмосферу, что делает процесс покупок более приятным и удобным.

Торговые центры все больше вкладываются в разработку дизайна интерьера, чтобы создать привлекательное и уютное пространство. А создание уютных и функциональных зон отдыха становится все более распространенным в торговых центрах. Это могут быть мягкие кресла и диваны, кафе и рестораны с уютной атмосферой, а также специальные зоны для отдыха с детскими игровыми площадками.

Все болше ТРЦ стремятся предоставить различные удобства для посетителей, такие как пункты обмена валюты, зоны для зарядки мобильных устройств, а также бесплатный Wi-Fi. Важным аспектом комфорта является обеспечение чистоты и безопасности в торговом центре, включая наличие систем видеонаблюдения.

В торговом центре Westfield, находящемся в Лондоне, есть возможность оставить в гардеробной не только верхнюю одежду, но и пакеты с покупками, чтобы продолжать совершать покупки с комфортом, также как и в торговом центре The Dubai Mall есть услуга Shop & Delivery– возможность оформить доставку на дом из ТРЦ, чтобы не носить все самостоятельно.

В мобильном приложении K11 HK в Гонк Конге можно просмотреть расположение парковки, а также найти свою машину на парковке. Также в некоторых МП и сайтах торговых центов можно посмотреть загруженность парковок в real-time. Другой пример, на сайте торгового центра Авипарк можно посмотреть как добраться до парковки, запомнить свое место парковки, а также произвести оплату. В торговом центре Westfield в Лондоне есть услуги парковщика.

На сайте торгового центра Sawgrass Mills в США можно забронировать столик в ресторане, посмотреть меню, и даже сделать онлайн заказ еды. На сайте Marina Bay Sands в Сингапуре можно забронировать номер в отеле, а в приложении — купить билеты на аттракционы, в музей, в театр, в спа и в ресторан. 

Интересно, что в торговом центре Dubai Festival Mall есть спец услуги Home Concierge и Special Occasions.

Home Concierge – это услуги онлайн дизайнера интерьера совместно с Ikea, который создаст дизайн план помещения в зависимости от пожеланий клиента. Special Occasions– это услуги ивент организатора, который поможет организовать и провести уникальное мероприятие в стенах ТРЦ.

ТРЕНД 3. Цифровизация и технологические инновации

Многие торговые центры внедряют технологические новшества, такие как умные системы управления, интерактивные дисплеи и виртуальные туры, чтобы обеспечить более интересное и привлекательное визуальное воздействие на посетителей. Также торговые центра запускают личные мобильные приложения, для того чтобы сервисы ТРЦ всегда были под рукой. Введение бесконтактных технологий оплаты, таких как NFC, QR-коды и мобильные платежи, позволяет упростить и ускорить процесс покупок для посетителей.

Например, в мобильном приложении Disney World можно посмотреть красочную 3д карту всей территории Дисней, куда входят отели, парки, и ТРЦ. Фильтры на карте позволяют пометить объекты на карте по категориям (магазины, рестораны, отели и т.д.).

На сайте и в мобильном приложении торгового центра The Dubai Mall можно пообщаться с Асмой, чат-ботом помощником. С помощью определенных команд, Асма может рассказать про магазины, события, сервисы ТРЦ, аттракционы, парковку, рестораны и многое другое.

ТРЕНД 4. Фокус на социальной и экологической ответственности

Этот тренд подразумевает стремление компаний к минимизации негативного воздействия на окружающую среду и социальное сообщество, а также к активной поддержке и продвижению экологически чистых и устойчивых практик.

Исследование Harvard Business Review показывает, что компании, интегрирующие устойчивость и экологическую ответственность в свой бизнес, имеют более высокие показатели финансовой производительности и уровень доверия со стороны потребителей.

Например, на сайте торгового центра Trafford можно ознакомиться с их программой социальной ответственности, которая объединяет работников Траффорда, арендаторов и местное сообщество. В рамках своей программы они предпринимают действия для увеличения биоразнообразия (сажают деревья, строят гнезда), способствуют развитию волонтерства, предоставляя своим сотрудникам отгулы для волонтерства.

У розничной сети супермаркетов Вкусвилл есть масштабный Эко-проект, в рамках которого они установили фандоматы, отменили бумажные чеки и перешли на электронные, дают бонусы для покупателей со своими сумками для покупок,  принимают на переработку пластиковые карты, батарейки, пластиковые крышки.

В торговом центре Westfield в Лондоне есть возможность арендовать электрокары от партнера Ufodrive. Электрокары можно арендовать онлайн полностью бесконтактно за три минуты с помощью приложения Westfield.

ТРЕНД 5. Развитие сферы культурных и развлекательных мероприятий 

Этот тренд направлен на создание уникального опыта для посетителей и разнообразия в ассортименте предлагаемых услуг. По данным исследования JLL, среди ТРЦ, которые прошли реновацию с 2014 по 2017 год, 41% обновлений были сосредоточены на улучшении предложений в области питания и напитков, причем развлекательные мероприятия заняли второе место с долей в 28,9%.

Например, торговый центр Авиапарк один из самых больших торговых центров в Европе. Визитной карточкой Авиапарка является цилиндрический аквариум, расположенный в атриуме ТРЦ. В 2016 году данный аквариум попал в книгу рекордов Гиннесса как самый высокий цилиндрический аквариум в мире. 

Торговый центр Westend City Center в Венгрии один из самых больших торговых центров в стране. Выдающейся достопримечательностью торгового центра является сад на крыше здания. Этот сад является одним из самых больших садов на крыше.

В приложении торгового центра K11 Musea в Гонк Конге находится уникальный онлайн-магазин под названием K11 Eshop. Однако это не просто обычный интернет-магазин. В K11 Eshop представлены только арт-объекты дизайнеров и художников, чьи работы эксклюзивно представлены в ТРЦ K11 Musea.

ТРЕНД 6. Создание комьюнити лояльных посетителей

Тренд на сближение с аудиторией у торгово развлекательных центров представляет собой стратегию, направленную на укрепление отношений с посетителями и создание уникального и запоминающегося опыта.

Например, у торгового центра Авиапарк есть свой маскот Мурена Настя, которая ведет свой канал в Telegram, где на данный момент чуть больше 13,5 тысяч подписчиков. Она вещает на ежедневной основе, делится новостями, которые происходят в ТРЦ, поздравляет с праздниками, отправляет интересные подборки и много другое. 

У торгового центра Rodeo Drive есть свой подкаст Rodeo Drive-The Podcast, который знакомит слушателей со всего мира со знаменитым трехквартальным участком в Беверли-Хиллз. На сайте ТРЦ уже выпущено 4 сезона.

7.ТРЕНДЫ в дизайне сайтов и приложений ТРЦ

Общие тенденции в дизайне сайтов и приложений ТРЦ м м Минимализм и яркий минимализм 3D Видеофон Full screen контент Асимметричная сетка и Bento сетка Моушндизайн и анимация Удобная навигация Темная тема 56 Антиква и Гротески 

«55% посетителей проводят на сайте меньше 15 секунд» Hubspot

Минималистичные дизайны, которые уменьшают визуальный шум и фокусируются на ключевом контенте, могут удержать внимание пользователей дольше, улучшая вовлеченность.

Минималистичные сайты, как правило, быстрее загружаются, поскольку содержат меньше графических элементов и сложных анимаций, что улучшает общую производительность и удовлетворенность пользователей.

В последние годы 3D элементы в веб-дизайне стали заметным трендом, и их популярность продолжает расти. Отчет компании Adobe за 2023 год отмечает, что 3D графика и анимация входят в число ключевых трендов в веб-дизайне. Часто 3D элементы используются в маркетинговых материалах на сайтах и в приложениях ТРЦ и e-com. 

Популярность 3D выставок в eCommerce обусловлена их способностью улучшать взаимодействие с клиентами, расширять охват аудитории и снижать затраты на организацию мероприятий. Gartner прогнозирует, что в 2025 году около 50% всех крупных ритейлеров будут использовать 3D и AR технологии в своих онлайн и оффлайн стратегиях для улучшения клиентского опыта и увеличения продаж. 

Ниже список не менее важных трендов в дизайне сайтов и приложений ТРЦ:

  • Моушн-дизайн помогает привлечь внимание пользователей, сделать сайт более привлекательным и запоминающимся, а также улучшить его функциональность и понимание пользовательского взаимодействия.
  • Темная тема в дизайне позволяет снизить яркость экрана, сделать его более комфортным для глаз, и может придать сайту или приложению более современный и стильный вид, а также обеспечивать лучшую читаемость текста на экране. 
  • Видеофон, или проигрывание видео на фоне блока или объекта, популярно на обложках сайтов ТРЦ, так как позволяет мгновенно привлечь внимание: пользователь вовлечен с первых секунд, он сразу понимает, куда он попал, чем занимается эта компания и чего ждать на этом сайте. 
  • Full screen обеспечивает фокус на ключевой информации или функциях, простоту навигации и адаптивность к разным устройствам, что делает его популярным выбором для создания эффективных и визуально привлекательных интерфейсов.
  • В отличие от традиционной сетки с равномерными и симметричными колонками, асимметричная сетка использует различные размеры, формы и расположение элементов, чтобы создать динамичный и уникальный визуальный эффект.  
  • Карточная структура помогает структурировать контент, делая его легко воспринимаемым и навигационным, а также адаптируется к разным экранам и устройствам, обеспечивая хороший пользовательский опыт.

Что касается шрифтов, например, Антиква часто встречается на сайтах ТРЦ, в которых есть упор на люкс: The Dubai Mall, Mall of Emirates, Harrods, Marina Bay Sands, Rodeo Drive и т.д 

Гротескные шрифты (например, Roboto, Open Sans) входят в число самых используемых. Одним из запомнившихся переходов с антиквы на гротеск можно назвать изменение логотипа компании Google в 2015 году. 

8.ТРЕНДЫ в продвижении и монетизации

Общие тенденции в продвижении и монетизации включают рекламы на баннерах Предоставление услуг в партнерстве с магазинами Продвижение за счет бонусов и подарков.

Например, на баннере сайта торгового центра Disney Springs можно заметить ненавязчивую рекламу магазинов Kate Spade и MAC. В торговом центре Dubai Festival Mall есть платная специальная услуга Home Concierge. Home Concierge – это услуги онлайн дизайнера интерьера совместно с Ikea, который создаст дизайн план помещения в зависимости от пожеланий клиента.

Image

9. ТРЕНДЫ в программах лояльности

Общие тенденции в программах лояльности включают Клубные карты, программы лояльности для определенных категорий лиц и специальные кредитные карты, программы с ко-брендами и партнерство с отдельными программами вознаграждений.

Например, Членство в Westfield Club предоставляет ряд привилегий и бонусов для посетителей торговых центров Westfield, например Члены клуба могут получать доступ к специальным скидкам и акциям в магазинах, ресторанах и других заведениях внутри торговых центров Westfield.

Image

При этом у торгового центра The Dubai Mall есть программа лояльности для студентов. У торгового центра Sawgrass Mills в США есть кредитная карта Simon American Express Credit Card, которая позволяет получать 5% кэшбека в магазинах ТРЦ и 1% в других местах.

Данная статья — один из примеров отчета, который ложится в основу практических рекомендаций для компаний из разных индустрий. Трендвотчинг и глубинный анализ инноваций помогает компаниям заметить и быстро внедрить лучшие практики в своей индустрии. Это становится ключевым фактором в борьбе за потребителя, который всегда выберет то, что лучше отвечает его ожиданиям, и даже их превосходит.

Поделиться статьей